Нагорно-Карабахская Республика (НКР), Арцах (арм. Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետություն, Արցախ) — де-факто независимое непризнанное государство, провозглашённое 2 сентября 1991 на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР. 10 декабря 1991 был проведён референдум о статусе НКР, большинство из участников которого высказались за её независимость. 6 января 1992 парламент НКР 1-го созыва — Верховный Совет НКР — принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон, вызванных применением массового насилия и этнических чисток.
Под контролем вооружённых формирований НКР и республики Армения находится бо́льшая часть бывшей НКАО, а также полностью либо частично семь прилегающих районов Азербайджана (включая территорию между НКАО и Арменией — «Лачинский коридор»).
Под контролем армии Азербайджана находятся незначительные части территории Мардакертского и Мартунинского районов бывшей НКАО, а также весь Шаумяновский район Азербайджанской ССР.
Статус
Статус НКР не урегулирован. НКР не получила дипломатического признания со стороны других государств и не является членом ООН; поэтому в официальных документах международно-правового характера по отношению к ней не употребляются некоторые политические категории («президент», «премьер-министр», «выборы», «правительство», «парламент», «флаг», «герб», «столица»). Так, в документах ООН и ОБСЕ, связанных с конфликтом, для обозначения НКР как стороны конфликта употребляется выражение «руководство Нагорного Карабаха» («Leadership of Nagorny Karabakh»), что, как подчеркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона.[5] Мнения политологов относительно статуса НКР расходятся. Так, по мнению немецкого правоведа О. Лухтерханда, «В исключительных случаях, то есть когда национальное меньшинство дискриминируется в невыносимой форме, тогда право самоопределения в форме права на сецессию имеет первенство над суверенитетом государства, которого оно касается. В рассматриваемом случае право Азербайджана на суверенитет теряет вес по сравнению с правом на самоопределение (право сецессии)…».[6]
По мнению российских политологов Сергея Маркедонова и Андрея Арешева, невозможно отрицать тот факт, что НКР обладает собственной территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, то есть вполне подходит под формальное определение государства. С их точки зрения, НКР, не отличаясь от других существующих на свете государств ничем, кроме отсутствия её признания, может именоваться «непризнанным государством».[7][8][9]
По мнению же западного политолога Дава Линча, в случае Нагорного Карабаха независимость в действительности является ширмой, которая едва скрывает тот факт, что он является регионом Армении, - "независимость" Карабаха лишь позволяет недавно возникшему армянскому государству избежать международного клейма агрессора, несмотря на тот факт, что армянские войска принимали участие в войне в 1991—1994 годах и продолжают занимать линию фронта между Карабахом и Азербайджаном.
Международные организации указывают, что в процессе волеизъявления не учитывалось мнение этнического азербайджанского меньшинства в Нагорном Карабахе, которое было вынуждено покинуть его вследствие вооружённого конфликта, и считают незаконными выборы, проводимые в регионе армянскими властями; в ответ армянская сторона отмечает, что во время референдума 1991 г. азербайджанскому меньшинству была предоставлена полная возможность высказать своё отношение к самоопределению Нагорного Карабаха, каковой возможностью оно, однако, воспользоваться не пожелало. Кроме того, по мнению армянской стороны, несогласие меньшинства не может быть законным основанием для воспрепятствования реализации воли большинства. Из Баку и других регионов Азербайджана были выселены не менее 300 тыс. армян, которые также в последние 20 лет не принимают участие в любых выборах, проходящих в Азербайджане.
Население
По данным на 1 января 2007 года, численность населения в Нагорно-Карабахской Республике составила 137,7 тыс. Из них армян — 120 тыс.
Призедент
Армянская Республика Нагорного Карабаха является президентской республикой. Президентом с 2007 года является Бако Саакян.
Национальное Собрание Законодательный орган — Национальное Собрание, 33 места.
В июне 2005 года состоялись выборы депутатов Национального Собрания НКР. В них приняли участие политические партии и объединения:
партия «Свободная Родина» «Демократическая партия Арцаха» партия «За нравственное возрождение» «Коммунистическая партия» блок «АРФ Дашнакцутюн — Движение-88» партия «Наш дом — Армения» партия «Социальная справедливость» На выборах присутствовали зарубежные наблюдатели, приглашённые властями НКР. Из России были приглашены, в частности, депутаты Госдумы Виктор Шейнис, Константин Затулин и Сергей Григорьев, а также председатель Академии духовного единства Георгий Трапезников, которые присутствовали на выборах в качестве частных лиц. В своём заявлении, сделанном по окончании выборов, российские наблюдатели назвали их «демократичными, прозрачными, свободными, независимыми, легитимными, отвечающими Избирательному кодексу НКР и всем высоким международным стандартам» (более подробно см. сообщение информационного агентства Регнум).
Международное сообщество не признаёт результатов проводимых в Нагорном Карабахе выборов, и ни одна страна или международная организация не направляют на них официальных наблюдателей. Совет Европы, в частности, неоднократно выступал с критикой проведения выборов в Нагорном Карабахе, заявляя, что «эти так называемые „выборы“ не могут быть легитимными, так как в результате вооружённого конфликта между Арменией и Азербайджаном в 1991—1994 годах значительная часть населения региона вынуждена была его покинуть, проживая в настоящее время как перемещённые лица или беженцы в своих странах или за рубежом».
Источник: http://ru.wikipedia.org |